К ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ УМЕЛ ЛЮБИТЬ…

Наш маленький автобус отправлялся рано утром, в 4 часа, от храма Димитрия Ростовского. Накануне в храме мы прочли утренние молитвы, помолились на дальний путь и приложились к церковным иконам, как бы прося ещё раз у них благословения. Расселись по местам. Кроме двух прихожан-мужчин остальные были женщины моложе меня, 75-летней. Едем по тихому, еще темному городу. На улице ветер, а в автобусе тепло, спокойно. Как обычно, нас везет наш уже много лет постоянный водитель Анатолий. Он знает наши маршруты, знает наши дорожные прихоти. Путь наш лежит в Свято-Донской Старочеркасский монастырь. В дороге поем Серафимово правило, затем я рассказываю тем, кто не был в Старочеркасске, об архимандрите этого монастыря Модесте, которого я видела воочию незадолго до его смерти 12 марта 2002 года. Это был человек-воин за Божью Истину. Но он был, вместе с тем, любящим и страдающим за наши души отцом. Вместе с нашими паломниками я была на престольном празднике в Иверском монастыре, где он возглавлял службу. Во время вечернего богослужения из-за большого количества верующих меня буквально бросили (это при моем высоком росте) ему под ноги, но я удержалась… Он помазал меня и улыбнулся! А я, грешница, встретилась с ним глазами и увидела исходящую от него такую благодать, такое сияние, что до сих пор не могу забыть этого! Его облик, все его окружение напомнило мне старцев дальних веков, святых.

В стихотворении «Блаженной памяти архимандрита Модеста» протоиерея Николая Уварова есть такие слова:                                                                                              «Хранится память незабвенно                                                                                                          О старце мудром и отце,                                                                                                                  Служил он Богу умиленно,                                                                                                                  И радость находил в Творце.                                                                                                            В нем были кротость и смиренье,                                                                                                    И слёзы лились из очей,                                                                                                                      Имел он дивный дар прозренья,                                                                                                        Молился и любил людей».               

С фотографии его как бы слышится голос: «Людочки мои! Как мне всех вас жалко!»  Нужно ли говорить о том, сколько пришлось перенести ему, усердному молитвеннику, проливающему слёзы в своей келии, особенно перед образом Божией Матери «Взыскание погибших». Но он был духовным сыном митрополита Зиновия и схиархимандрита Виталия, он был своего рода продолжателем Глинского воинства. Сколько битв (не только духовных) он выдержал в Покровском храме г. Шахты, в Иверском монастыре, при возрождении Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, в котором он и умер, и где его проводили в последний путь. Несколько наших прихожан были на его погребении и видели, как его провожали в последний путь не только люди, но и стаи журавлей, пролетевших над монастырем с запада на восток. В своем слове на могиле отца Модеста владыка Пантелеимон говорил о праведной жизни старца, о том, что он большой молитвенник за нас.

Мы поехали 17 ноября, хотя день рождения отца Модеста — 20 ноября. Но тогда в монастырь соберутся много верующих, а ведь нам нужно в воскресенье быть на Литургии в своем храме. И вот мы в монастыре. Идет молитва в алтаре за закрытыми Царскими вратами — молятся монахи. Иконная лавка ещё закрыта — работает с 8 часов. С 8 часов и совершаются ежедневные службы в храме Донской иконы Божией Матери. Пишем записки, прикладываемся к иконам. Некоторые иконы редкие, как например, всех святых Печерских. Меня особенно заинтересовал образ Божией Матери на иконостасе церкви. Молитвенница за нас, грешных, на престоле: левая рука как бы держит ножку Младенца, правая десница держит Его за плечико. Началась служба. Прихожан мало, в основном наши паломники. Часть из них исповедовалась и причащалась, я не готовилась. После службы одна из молодых паломниц сказала мне о том, что она ощутила благодать храма. А благодать — это тоже смирение, а я, грешная, во время службы рассматривала иконы, не приняла эту благодать. После службы пошли на могилку отца Модеста. Прочли литию, помолились, и, казалось, что даже погода была к нам благодатна — не так ветрено, но начался мелкий снежок, а из Сальска сообщили, что у нас дома уже выпало 5 сантиметров снега. Боялись, чтобы скользота, гололед не застали нас в дороге. С умилением поклонились архимандриту Модесту, поклонились и следующему за ним игумену Порфирию, трагически погибшему в 2005 году. У их могил мы приобрели, каждый по своему душевному настрою, молитвенника, заступника и т. д.

В иконной лавке я приобрела две книги: жены убиенного иерея Даниила Сысоева — Юлии Сысоевой «Бог не проходит мимо» и Татьяны Шипошиной «Диалоги с молчанием». Обе книги написаны по благословению отца Даниила Сысоева. Очень рекомендую прочесть книгу «Архимандрит Модест. Человек, который умел любить» под редакцией священника Андрея Кузнецова. В ней много узнаете о Старочеркасском Воскресенском соборе, поскольку Старочеркасская — духовная столица Дона. Мы побывали в этом главном храме войска Донского, увидели его уникальный иконостас, видели колокольню — как сторожевую казачьей истории, как символ несокрушимости русского духа. Собор Воскресения Христова теплый, нас так обволакивало его тепло, а со старинных икон смотрели лики, как бы согревая нас своею благодатью. К сожалению, мы не приобрели ничего из книг ни о монастыре, ни о Воскресенском соборе — все раскупили до нас. Не были и в музеях Старочеркасской — боялись гололеда.

Поездка в паломничество — это не поход в церковь, это сближение со знакомыми и незнакомыми людьми, это внимание к ближайшему по поездке соседу, это общение, от которого чувствуешь на душе радость.                                                                                         Раба Божия Галина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *