О сквернословии

«Всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших» (Еф. 4; 29)

«Общаясь с Божьими рабами,                                                                                                            Стремись смиренным подражать,
Держи язык свой за зубами,                                                                                                                  Чтоб пустословья избежать.
Ни осуждать, ни празднословить                                                                                                            В кругу собратий не дерзай:                                                                                                                         Лукавый слабых этим ловит                                                                                                                      — храни уста, не отверзай»                                                                                                                    Игумен Виссарион (Остапенко)

В «Исповеди» святителя Игнатия Брянчанинова говорится о страстях так: «Прости меня, святый отче. Согрешил: производя пристрастные воззрения, бесстыдные телодвижения, прикосновения, блуд, прелюбодеяние, растление, рукоблудие, невенчанным браком, тяжко согрешила, делая аборты себе и другим, или склоняя кого-либо к этому великому греху — детоубийству». Это самая малая толика наших грехов. Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие». Человек может согрешать различным способом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею».
Грех «словом», когда «слово» это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни — грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: за всякое праздное слово, какое скажут люди, «дадут они ответ в день суда». Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, то грешим против заповеди Божией: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Сейчас матерный язык слышен везде — в семье, на улице, в транспорте. Даже люди, наделенные властью, не стесняются ругаться. Причиной для матерщины уже не является раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми, матерными словами «перекидываются» даже влюбленные.

«Невинная привычка» употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связки слов, вставляют мат через каждое нормальное слово. А это уже признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения. Особенно страшно бывает, когда идет беременная женщина и «кроет матом». Что может она дать своему будущему ребенку?! А иной раз видишь семью с маленьким ребенком, который еще не научился говорить, но уже нецензурно выражается, а родители же вместо того, чтобы одернуть малыша, смеются при этом и подбадривают его!

Издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием — от слова «скверно». В словаре В. Даля оно означает: мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное. Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.
То, о чем говорят уста, зависит от состояния сердца, «ибо от избытка сердца говорят уста». Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Господь поучает так нас: «Исходящее из уст — из сердца исходит, сие оскверняет человека». Значит, сквернословие — это только признак избытка скверны в сердце. Если не очищено у человека сердце, а переполнено грехом, то льется из него сквернословие неудержимым потоком. Такой человек является виновником гибели не только своей души, но и своих ближних. Говоря матерные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в умы окружающих, развращает их содержанием, наводит на дурные мысли, сеет зло, даже когда сам этого не сознает. Когда мы слышим, что человек матом ругается, то должны ему сказать, чтобы он не употреблял таких слов, но, если он нас не послушает, лучше отойти от зла, чтобы не повредить своей душе. Сквернословы навязывают свои мысли окружающим людям, в том числе и невинным детям, и, таким образом, являются виновниками разврата людей, учителями безнравственности, вольными или невольными губителями душ человеческих, соблазнителями невинных, то есть слугами дьявола. Сквернословие разрушает целомудрие и благопристойность, разжигает плотскую похоть, порождая половую распущенность. Ведь не случайно подбор слов у сквернословов сосредоточен вокруг совершенно определенной темы.
Православные верующие знают, что Богородица особо просит у Господа спасения Руси, что Русь является одним из Её уделов. Но, молясь за православную Русь, Пречистая Дева, разумеется, не поминает в своих молитвах тех, кто сквернословит. Она не может молиться за тех, кто ругается матом.
Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке, и все, для кого «мат» и «матерь» едины, должны помнить, что они добровольно служат сатане. Диавольские силы, устремившиеся погубить Православную Русь, делали и делают всё для того, чтобы народ наш сам себя осквернял. Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплотным прахом, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар — человеческий язык.

Слово — величайшее орудие Бога. Словом Бог сотворил всё. И сказал Бог: да будет свет. Слово — орудие человеческого творчества, мы просвещаем и просвещаемся им. Слово должно приближать к Богу, а не удалять от Него. Сквернословие же сеет тьму. Нам Господь дал уста не для того, чтобы дьявола прославлять.
Каждый день — это жизнь в миниатюре. Если бы мы, проживая свой день, помнили, что Богу известно всё, что мы делаем или говорим, и даже то, что нам не удается сделать или сказать, то мы бы более тщательно обдумывали свои дела и поступки.
В современном мире молодежь активно пользуется так называемым «смайликами», и от этого оскудевает наш язык.
Учеными были проведены эксперименты. На испытуемом закреплялись датчики энцефалографа, вслух произносились матерные слова и регистрировались данные. Так вот, каждый мат вызывал к голове испытуемого минисотрясение мозга, а всё взятое вместе давало результат сильного удара головы. Причем, у окружающих — тех, кто не ругался, а только слушал, — мозг реагировал точно так же. В общем, если слова молитв действуют созидающе, то мат разрушает.

Необходимо сознавать, что любую речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Матерь Божия, и Сам Господь. Неужели не устережемся сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, Богородицу, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?!
Некоторые молодые говорят: «В молодости надо же позабавиться!» Безбожно мирское правило, что надо в молодости перебеситься! Не значит ли это, что надобно пресытиться грехом, чтобы потом менее грешить? При этом забывают всю опасность греха в силу привычки ко греху! Молодость имеет склонность к забавам, но эти забавы и удовольствия должны быть скромны, чисты, благородны. Время молодости необходимо проводить так, чтобы сделаться приятным Богу и достойным уважения людского. Молодость должна быть приготовлением к почтенной и благословенной старости; она должна заготовлять ту жатву, которую душа соберет у порога вечности.
Часто проходится слышать версию о том, что матерные слова пришли в русский язык во времена ордынского ига от тюрко-язычных народов. Но исследования, проведенные еще в 20-е годы прошлого века, показали, что ни в татарском, ни в монгольском, ни в тюркском языках этих слов не существовало. Один из профессоров пришел к выводу, что слова, которые мы называем матерными, произошли от языческих заклинаний, которые направлены на то, чтобы разрушить человеческий род, навлечь бесплодие на нацию. Недаром все эти слова так или иначе связаны с детородными органами мужчин и женщин.
В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения. Поскольку те или иные представители нечистой силы восходят к языческим богам, с наибольшей вероятностью можно видеть в матерщине языческие заклинания. Матерщина выступает у славян в функции проклятья. Например, одно из матерных слов на букву «е», которое имеет славянское происхождение, переводится как «проклинать». Остальные матерные слова — это имена языческих богов, то есть бесов. Человек, который произносит такие слова, автоматически призывает бесов на себя, своих детей и свой род. Издавна бранные слова являлись языком общения с демоническими силами, такими они и остались. Не случайно в филологии это явление называется инфернальной лексикой. «Инфернальный» означает «адский, из преисподней».
Матерная ругань, несомненно, имеет те же языческие, оккультные корни, но её целью было заклятие неприятеля. Матерная брань и есть выражение агрессии, угрозы. А если более глубоко, то это проклятие, которое человек насылает на того, кого он «кроет», имеет целью «поразить» («заклясть») врага в самое «сердце» его жизненной силы: проклинается материнство, животворящее мужское начало и всё, что с ним связано. Такое проклятие — жертва сатане, причем в жертву приносится и ругаемый, и ругающийся.
Возможно, кто-то не употребляет «грязных» слов. А как насчет «блин», «елки-палки» и прочее? Это суррогат матерных выражений. Произнося их, люди матерятся так же, как и те, кто не выбирает выражений. В древнерусских рукописях мат рассматривался как черта бесовского поведения. Мат — это слова силы, несущей ужасающую разрушительную энергию.
В качестве ритуального языка мат употреблялся на Руси до середины прошлого века — правда, лишь в тех регионах, где было сильно христианско-языческое двоеверие (к примеру, в Брянской области). К нему прибегали, чтобы поговорить «без переводчика» с лешими, домовыми и божествами «покруче», чем эти мелкие духи — даже с самим неведомым богом Вельзевулом говорили только матерными словами. Матом как мощным магическим оружием до сих пор пользуются неоязычники и сатанисты при совершении черных месс.

Матерщина захватывает человека подобно стихии. И, осознавая её народной, человек, не матерясь сам, может испытывать почти гордость оттого, что русский мат — самая крупная ругань в мире. Считается нормальным материться при трудной работе; под матерщину кажется, что и дело идет сподручнее. Споткнувшись, ударившись, люди сеют в воздух матерные слова. Стыдно нам, православные; а люди добрые недаром говорят, что нигде в целом свете не найдешь такого сквернословия, как у нас на Руси Святой! Зовем мы себя православными христианами, содержим веру святую и правую, а языка своего даже в этом удержать не можем! Ведь в других религиях не бранятся так, как бранятся у нас.
С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. В странах, где в национальных языках отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время, как в России эти заболевания существуют.
Богу по-настоящему противно, когда мы, пусть бессознательно, но всё же произносим слова-заклинания демонов! Вот почему в древней Иудее к предостережению против сквернословия относились настолько серьезно, что даже по сей день в еврейских семьях нельзя услышать грязную ругань. Следует помнить, что дурные привычки обретаются легко, но избавиться от них трудно. Коварный дух клеветы и хуления цепко держит в своих лапах заблудшие, отпавшие от Христовой церкви души.
Так можем ли мы, просто русские люди, быть равнодушными свидетелями нравственного разложения нашего народа, распада исконных духовных ценностей нашего Отечества? Должны ли мы молчать, когда загнивает душа русского народа, отвращаясь от Бога? Конечно же, нет! Положим в своей речи запрет для слов пустых и скверных, ибо следует помнить слова Господа Иисуса Христа: «…За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Каждому из нас предстоит на Страшном Суде ответить не только за все дела наши, но и за каждое сказанное нами слово.

Не забудь человек,                                                                                                                                   Что короток твой век:                                                                                                                              Не успеешь назад оглянуться,
Может быть, и пути                                                                                                                                Не успеешь пройти —                                                                                                                              Ляжешь спать                                                                                                                                              И не сможешь проснуться.                                                                                                                       На других не гляди,                                                                                                                                Свою душу блюди,                                                                                                                                       Ежедневно готовься в дорогу,                                                                                                                 Чтобы в вечности жить,                                                                                                                         Не страдать, не тужить,                                                                                                                     Воспевать славословие Богу.
Игумен Виссарион (Остапенко), стихотворение «Напоминание»

Дорогой друг, подумай: а какой ответ сможешь дать Богу ты?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *